You are viewing hannaukr

Previous Entry | Next Entry

Hanna

Святий Юрій, Святий Юр, Юрій-Змієборець,Святий Георгій, Георгій Переможець, (грецькою мовою: агіос Георгіос) - святий, мученик і воїн, патрон візантійських імператорів, а пізніше і руських (українських) князів, зокрема князів Коріятовичів. Святий Георгій є однією з найвідоміших постатей в християнському світі, його історія надихала митців протягом століть. Святий є опікуном Пласту.http://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%AE%D1%80%D1%96%D0%B9




23 ноября Грузия отмечает два праздника. Один религиозный - День памяти святого Георгия. Второй праздник связан с событиями ноября 2003 года, окончившимися взятием основных государственных структур и названными с легкой руки одной из журналисток телекомпании "Рустави-2" - "революцией роз".




В соответствии со средневизантийской агиографической традицией Георгий родился (в 274 году н.э. Авт. — А.К.) в Каппадокии. Согласно «Истории рождения и детства», отцом святого был персидский воин Геронтий, а мать звали Полихрония. В интерполированном тексте Геронтий назван сенатором из Севастополя Армянского (в сев. части М. Азии), имевшим достоинства стратилата (командующего армией). Он был язычником, а Полихрония — христианкой. Мать воспитала Георгия в христианском благочестии. Когда Геронтий заболел горячкой, то, по совету сына, призвал имя Христа и исцелился. В других источниках сообщается, что, после мученической кончины отца, казненного за исповедание Христа, мать Георгия переселилась с сыном на свою родину в Палестину, где у нее были богатые имения недалеко от г. Лидды.

Как повествует его житие, они уже были благочестивыми христианами, почему и сына с ранних лет научили вере в истинного Бога. Как было принято в те времена, подобно своим сверстникам из знатных семейств, святой Георгий поступает на военную службу. Благодаря талантам полководца и беспредельному мужеству, он достигает в ней больших командных высот, затем — назначается на должность трибуна и командует легионом. Это очень ценит император, который приближает его к себе, оказывая ему всевозможные милости.

Согласно «Мученичеству», написанному Феодором Дафнопатом (византийский агиографический памятник), за отличное знание военного дела Георгий уже в двадцать лет был назначен начальником прославленной когорты инвиктиоров (непобедимых).

Во время войны римлян с персами (296, 297 гг.) Георгий выказал удивительную отвагу, за что был императором назначен комитом (спутником) — приближенным императора, сопровождающим его во время путешествий и получавшим содержание.

Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином. Святой Георгий, узнав о решении императора, явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» — повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина — есть Сам Христос, гонимый вами», — отвечал святой. Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести и принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Его арестовали и стали пытать. После восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году он был обезглавлен.

(О реальности существования Георгия Победоносца и его мучительной казни свидетельствуют многие историки древности. Здесь приведу пример из Евсевия Кесарийского. «Когда впервые был оглашен указ о церквах [Диоклетиана], некий человек самого высокого по мирским представлениям звания, движимый ревностью о Боге и побуждаемый горячей верой, схватил указ, прибитый в Никомидии в общественном месте, и разорвал его на куски, как богохульный и нечестивейший. Это произошло, когда в городе находилось два властителя: один — самый старший и другой — занимавший после него четвертую ступень в управлении. Этот человек, прославившийся таким образом, выдержал все, что полагалось за такой поступок, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие.» — Евсевий Кесарийский. Церковная история. VIII.5. Авт. — А.К.)

Итак, согласно историческим источникам, до нас дошли некоторые подробности военных событий с участием Георгия Победоносца.

В 296 г. начинается война с Персией. В Армении, где происходят главные военные действия, святой Георгий вместе со своим легионом совершает трудный переход через горы и наносит неожиданный удар в тыл персидской армии, предводительствуемой шахом, и обращает ее в бегство. После чего император посылает Георгия в Иверию для подчинения союзного персам царя Мириана. Мириан призывает на помощь народ, обитавший на Северном Кавказе, в котором некоторые видят алан. Георгий встречается с полчищем этих людей и одерживает победу. В плен к нему попадает множество из этого народа, в том числе и их предводитель. Святой Георгий приводит пленников к императору, и тот приказывает их казнить. Узнав об этом, пленники в ужасе начали рвать на себе одежды, кричать, раздирая в кровь лицо и посыпая головы землею. В отчаянии они даже стали проклинать своих богов, которые не защитили их, предали в руки врагов. Видя их стенания, сердце святого Георгия сжалось от жалости к ним — народу, не знающему истинного Бога, по причине чего их ожидает вечный мрак и ужас после смерти. Подумав об этом, душа его загорелась пламенной ревностью помочь этим несчастным, вразумить их, поведать им об истинном Спасителе всего человечества — Господе Иисусе Христе. Он вышел к своим пленникам и начал проповедовать о Боге, который может спасти их, только Он и никто другой. Пленники от неожиданности перестали стенать и с изумлением слушали победителя, который должен был их предать смерти и вещал им о каком-то Спасителе, который может им помочь. Конечно, Георгий говорил больше о спасении их душ, но они почему-то уверились, что он говорит о спасении их жизней. Когда Георгий окончил речь, некто из них поднялся и сказал:

— Неужели твой Бог так силен, что может спасти нас из рук императора, которому ты служишь?

— Да, Он сильнее всех земных царей на свете, — говорил Георгий, — ведь это Он же поставляет их на царство, дает им народы в подчинение, и Он же отнимает у них власть и превращает их в прах, если они не следуют путям Его.

— Так попроси своего Великого Бога, — сказали пленники, — чтобы Он нас спас, и тогда мы поклонимся ему.

В ответ на это Святой Георгий встал на колени, возвел руки к небу и стал просить Господа снизойти своею милостью на этих несчастных людей, блуждающих в темноте и ищущих Его света, помочь им познать Его и стать Его верными рабами. Наутро Георгий отправился в стан к императору и просил его о помиловании этих пленников. Император Диоклетиан с утра был в хорошем настроении и поэтому отдал пленников в полное распоряжение трибуна. Георгий вернулся с радостною вестью к пленникам и объявил им волю императора. Пленники возблагодарили Великого Бога Иисуса и все вместе со своим предводителем просили крестить их. Креститься пожелали и иверийцы, находившиеся среди пленных, и многие солдаты из легиона Георгия. Бывшие на страже и охранявшие пленников, они слышали проповедь святого Георгия об истинном Боге, и, пораженные наутро чудесным известием, захотели так же стать христианами. Вскоре Георгию удалось найти иерея, и он крестил всех пленников и солдат. Освобожденные из плена с радостью возвратились на родину, везде возглашая на своем пути весть об истинном Боге Иисусе. Некоторые иверийцы за это были казнены царем Иверии, а также и за то, что не пожелали снова поклониться золотому истукану Армази, стоящему на горе рядом со столицей страны Мцхетом, еще и плюнули на него.

После столь дивных событий святой Георгий был направлен императором Диоклетианом в Иверию, где он должен был обеспечить подчинение Риму этого государства, ставшего от него зависимым по договору с Персией. Святой Георгий много молился Господу Иисусу и пречистой Матери Его, прося просветить этот дикий и неразумный народ. И Господь внял его молитвам. Вскоре по его стопам явилась в Иверию его двоюродная сестра — равноапостольная Нина. Существует предание, что Георгий воздвиг на одной из гор вблизи Мцхета Святой Крест — там, где был его военный лагерь. Ныне на сем месте расположен город Тбилиси.

Кроме умиротворения Иверии, святому Георгию было также поручено войти в сношения с северокавказскими племенами — аланами или ужиками (скорее всего, аланами и адыгами, авт. — А.К.). Трибун без страха предпринимает шаг, на который до него не решался ни один из римских военачальников. Он переходит через Кавказский хребет, через узкий проход Каспийских ворот (Дарьяльское ущелье) и попадает на землю алан.

(Скорее всего, был выбран другой, более безопасный путь, которым могла стать расположенная недалеко от Дарьяла Военно-Осетинская дорога, т.к. по ней можно было идти круглый год — она была без снежных завалов и не такой высокогорной, как в Дарьяльском ущелье. Кроме того, при переходе большого числа римских солдат нужны были проводники, которыми, по известной причине однородности, могли быть только аланы. Что же касается названий этих аланских стратегических дорог и форпостов, то их имена часто путались историками древности. Авт. — А.К.)

Здесь Георгий находит прежних своих пленников, а ныне христиан, которые беспрепятственно водили его по всем областям своей страны. Ему удалось найти великую святыню — икону Божией Матери, оставленную святым апостолом Андреем, которую во время гонений христиане спрятали в горах. Святой Георгий построил храм, где поставил эту икону.

(Не исключено, что старинные развалины Зругского храма близ сел. Нар, Реком в Цее, «Юс-Дзуар»(«Авд Дзуар») или Нузальская часовня в Нузале и моздокский храм, где по преданию хранилась моздокская икона Божьей Матери в Северной Осетии, могли бы быть одним из этих храмов. Несмотря на сравнительно недревние средневековые даты их постройки, как мы знаем, зачастую на месте старых церквей строили новые. И, конечно, в связи с расположением центра аланской цивилизации в Донбае, не менее достойными были храмовые места в Карачаево-Черкесии. Кроме того, если римляне во главе с Георгием прошли из Грузии к аланам через Кавказский хребет по Военно-Осетинской дороге, то Святая роща Хетага могла оказаться точно на пути их следования. И тогда, сразу после трудной горной экспедиции, именно здесь, в живописной местности, и могла состояться встреча Георгия Победоносца с теми аланами, которые ранее были им освобождены из плена. Тогда становится ясным ответ на вопрос: что за важное событие могло произойти в Святой роще Хетага и почему оно осталось в памяти народа? А событие могло быть следующим. Святой Георгий, как и другие известные проповедники (например, Андрей Первозванный), совершал проповеди именно в местах массового отправления культа язычников. Поэтому он, возможно, и явился в Роще Хетага, как и говорят по сей день в преданиях, и предстал как освободитель алан. Именно по этой причине ему, по всем существующим моральным правилам, должны были молиться о спасении, прося защиты и освобождения также, как он спас от смерти и освободил их соплеменников алан и их соседей адыгов из плена. У современных осетин, кстати, примерно такая же форма молитвы. Только, как мне кажется, произошла некая подмена. То есть имя Святого Георгия, прозванного аланами Хетагом из-за его принадлежности к потомству хеттов, в последствии отделили от его псевдонима. Именно поэтому в дни празднования в Осетии молят Святого Георгия, чтобы он помог им, как он помог спастись от смерти православному Хетагу, которого преследовали иноверцы. То есть спасение Хетагом, возможно, подменилось спасением Хетага. Авт. — А.К.)

После чего он просил патриарха Иерусалимского прислать аланам епископа, иерея и диаконов. Неизвестно, прибыли они сюда или нет, но известно, что в начале IV века иерусалимский Патриарх Ермон (или Герман) разослал в разные страны для евангельской проповеди епископов. Двое из них, Василий и Ефрем, прибыли в Херсонес Таврический (в Крыму), что совсем рядом с землями алан. От алан, опять-таки, через своих спутников-христиан, святой Георгий попадает в страну гуннов, лежавшую к востоку от них, вдоль Гирканского моря (Каспийского). Страна гуннов представляла собою союз племен, подчинявшихся главному правителю из племени гуннов. С юга на север располагались племена варсиков, хазар, болгар, или анациров, савиров, и, наконец, самих гуннов. Ставка главного из правителей располагалась в Нижнем Поволжье.

Святой Георгий проделал путь от юга, от реки Аландан (Терек), до реки Раа, которая была переименована гуннами в Итиль. Побывав в ставке главного князя, или кагана, гуннов, Святой Георгий подарками и щедрыми подношениями склонил его к союзу с Римом. Находил он здесь и христиан, хотя они во многом забыли основы веры и стали почти язычниками, но крепко верили в силу Креста Господня, почему и наносили его татуировками на лоб. Святой Георгий склонил немалое число людей ко Христу в этих краях, особенно в землях Дагестана, где до сих пор помнят его и даже показывают его могилу, хотя она и придумана была жителями из великой любви ко святому.
http://osinform.ru/25397-xetag-vtoroe-imya-svyatogo-georgiya.html

Profile

Hanna
hannaukr
Да будет Свет!

Latest Month

August 2014
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel